МБУ детский сад № 162 "Олимпия"

Добро пожаловать

Психолого-педагогическое сопровождение

Консультационный пункт

ФОП ДО и ФАОП ДО

Вернуться в детство

Проект "Вернуться в детство"

Телефонная линия

Урок на всю жизнь

Индустриальному Тольятти – обновленные кадры молодых профессионалов

Индустриальному Тольятти – обновленные кадры молодых профессионалов

На основании приказа Департамента образования № 16-пк/3.2 от 17.01.2019, МБУ детский сад № 162 «Олимпия»,  включен в управленческий портфель Департамента образования «Индустриальному Тольятти - обновленные кадры молодых профессионалов». Название проекта: «От маленького горожанина – до профессионала».  Цель проекта: Создание условий для самореализации и ранней профориентации детей дошкольного возраста на основе кластерного подхода. План реализации проекта развития ссылка

«Создание условий для самореализации и ранней профориентации детей дошкольного возраста на основе кластерного подхода»

В результате активной и плодотворной работы педагогического коллектива было издано Авторское методическое  пособие «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с предприятиями города Тольятти»

Авторы-составители:

Коллектив МБУ детского сада№162 «Олимпия»

Медведева О.Е.(к.э.н), Пунченко С.А., Елизарова И.В., Карташова Н.В.

Воспитатели:

Чернеева Н.В., Оренбурова В.В.,Уруева Е.В., Салехова И.Р., Базарова Е.В., КозноваТ.А.,

Вотинцева О.Г.,Чистякова Я.И.

Цель данного пособия: сформировать у  воспитанников позитивные установки к разным видам труда, уважительное отношение к   людям разных профессий. Обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей города Тольятти, воспитывать интерес к промышленным предприятиям нашего города.

Данное пособие поможет педагогам обогатить сюжеты детских игр, придать игровым действиям более глубокий практический смысл, подсказать детям, как правильно подобрать атрибуты для воплощения той или иной роли, какие профессиональные качества присущи представителям выбранной для игры профессии.

Содержание пособия включает в себя материалы по организации работы с воспитанниками по ранней профориентации детей и знакомство с профессиями, оборудованием и продукцией предприятий города Тольятти:

•ЗАО «Агрофирма имени Ленина»

•ОАО «Порт Тольятти»

•АО «Тольяттимолоко»

•ЗАО фирма Жилстрой и Тольяттинский завод ЖБИ

•АО «Тольяттихлеб»

•Жигулевская ГЭС

•ПАО «АВТОВАЗ»

•ПАО «Тольяттиазот»

•Кондитерская фабрика

 «От Палыча»

•Приложение

Приглашаем к сотрудничеству!!!


 

«От маленького горожанина – до профессионала»

Связь с государственными программами Российской Федерации Регламентирующими документами для разработки проекта являются:
1. Государственная программа Российской  Федерации «Развитие образования» (подпрограмма «Содействие развитию дошкольного и общего образования») (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642)
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства от 30 декабря 2015 года No1493. Действующая редакция госпрограммы  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»)
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р
4. Государственная программа «Содействие занятости населения» утв. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 № 363
 
Взаимосвязь с другими проектами и программами Проект направлен на решение задач, определенных в следующих документах:
1.       Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
2.       Концепция региональной системы профессиональной ориентации населения на период до 2020 года, одобренная Координационным советом по кадровой политике при Губернаторе Самарской области (решение от 3 июня 2014 г.)
3.       Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11)
4.       Государственная программа Самарской области «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области» на 2015-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 21 января 2015 г. № 6
5.       Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р)
6.       Поручение Правительства РФ от 25.04.2014 г. № ОГ-П8-2956 о выполнении комплекса мер,   направленных на совершенствование   профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях
7.       Комплекс мер по развитию системы  сопровождения профессионального самоопределения обучающихся региональной  системы образования до 2020 года (утв. Приказом Министерства образования и науки Самарской области от 10 декабря 2015 года № 479-од)
8.       Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 04.08.2016 № МО16-09-01/767-ту
9.       Письмо Центра профессионального образования Самарской области от 02.11.2016 №569 «О методических кейсах по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся»
10.  Программа развития опорного университета ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» на период 2017-2021 гг. (утв. 17.06.2017 г.).
Куратор проекта Пунченко Светлана Аркадьевна, заведующий МБУ детского сада №162 «Олимпия»
Руководитель проекта Елизарова Ирина Владимировна, заместитель заведующего МБУ детского сада №162 «Олимпия»
Команда проекта Козлова Анна Юрьевна, к.п.н., доцент, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»
Сычева Татьяна Алексеевна, старший воспитатель МБУ детского сада №162 «Олимпия»
Гречишкина Елена Анатольевна, старший воспитатель МБУ детского сада №162 «Олимпия»
Карташова Наталья Владимировна, старший воспитатель МБУ детского сада №162 «Олимпия» 
Наганова Наталья Павловна, воспитатель МБУ детского сада №162 «Олимпия»
Подрезова Надежда Игоревна, воспитатель МБУ детского сада №162 «Олимпия»
Чистякова Яна Алексеевна, воспитатель МБУ детского сада №162 «Олимпия»
Мишина Елизавета Валерьевна, педагог-психолог МБУ детского сада №162 «Олимпия»
Целевые ориентиры проекта Проект направлен на:
·          создание в дошкольной образовательной организации инновационной образовательной модели, обеспечивающей организационно-методические, психолого-педагогические, информационные условия для социальной адаптации, самореализации и ранней профориентации детей дошкольного возраста на основе кластерного подхода;
·          создание условий для поддержки детских интересов, развития самосознания, выявления и развития способностей каждого ребенка как предпосылок осознанного выбора в последующем профессии в соответствии со своими способностями, возможностями и потребностями города;
·          обеспечение условий для внедрения в образовательную среду ДОО форм, методов и приемов, способствующих самореализации и ранней профориентации детей дошкольного возраста на основе кластерного подхода:
– в непрерывной образовательной деятельности;
– в совместной деятельности со взрослым в режимные моменты;
– во взаимодействии с семьями воспитанников и социальными партнерами;
– в дополнительном образовании;
·          создание модели сетевого взаимодействия социальных партнеров (ДОО – МОУ – организации профессионального образования – предприятия и организации города) для обеспечения условий для самореализации и ранней профориентации детей дошкольного возраста.
 
Основные результаты 1. Индикаторы результатов на уровне обучающихся
1.1 Дети проявляют интерес к профессиям взрослых, востребованных в городе и регионе.
1.2 У детей сформировано обобщенное представление о взаимосвязи сферы образования, промышленности, экономики в профессиональных кластерах города и региона.
1.3 Сформировано уважительное отношение к представителям разных профессий г.о. Тольятти.
1.4 Сформированы компоненты самосознания, осознание своих интересов, возможностей, способов самореализации.
2. Индикаторы результатов на уровне педагогов ДОО
2.1 Сформирована профессиональная компетентность в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста.
2.2   Определены и апробированы организационно-методические, психолого-педагогические, информационные условия, способствующие социальной адаптации, самореализации и ранней профориентации детей дошкольного возраста на основе кластерного подхода, ориентированного на востребованные профессии в городе и регионе.
2.3 Создан банк данных методических продуктов  и электронных дидактических пособий по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
2.4 Создан информационный ресурс, обеспечивающий обмен опытом педагогов по ранней профориентации обучающихся на основе кластерного подхода, ориентированного на востребованные профессии в городе и регионе.
2.5 Созданы дополнительные образовательные  программы патриотической и социально-педагогической направленностей, в т.ч. по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
3. Индикаторы результатов на уровне родителей
1.       Увеличено количество родителей, проявляющих интерес и участвующих в создании условий для ранней профориентации детей дошкольного возраста.
2.       Увеличено количество родителей, непосредственно участвующих в совместных с ДОО мероприятиях по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
4. Индикаторы результатов на уровне социальных партнеров
1.       Увеличено количество организаций, учреждений города, проявляющих интерес к деятельности ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
2.       Увеличена активность социальных партнеров в образовательном процессе ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
3.       Предоставлена база для осуществления проектной деятельности студентов ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» по ранней профориентации («Настолок – профориентационная игротехника»).
Основные показатели ·        Увеличение количества воспитанников ДОО, вовлечённых в процесс ранней профориентации.
в 2019 году – 60%;
в 2020 году – 75%;
в 2021 году – 90%.
·        Увеличение количества проведенных профориентационных мероприятий для детей на разных уровнях: образовательной организации, муниципалитета, региона:
в 2019 году – 3;
в 2020 году – 5;
в 2021 году – 6.
·        Увеличение доли педагогов ДОО на 30%,  осуществляющих работу по профориентации, из них прошедших курсы повышения квалификации
·        Увеличение количества методических мероприятий разных уровней (конференций, семинаров, круглых столов и др.) в рамках социального партнерства субъектов сопровождения раннего профессионального самоопределения обучающихся:
в 2019 году – 4;
в 2020 году – 6;
в 2021 году – 7.
·        Увеличение доли педагогов, транслирующих свой опыт ранней профориентации педагогическому сообществу;
в 2019 году – 30%;
в 2020 году – 35%;
в 2021 году – 40%.
·        Увеличение количества методических разработок, пособий, электронных ресурсов по ранней профориентации детей дошкольного возраста:
в 2019 году – 2;
в 2020 году – 3;
в 2021 году – 4.
·        Увеличение доли родителей, вовлеченных в процесс ранней профориентации детей дошкольного возраста:
в 2019 году – 40%;
в 2020 году – 50%;
в 2021 году – 65%
·        Увеличение доли социальных партнеров, принимающих участие в мероприятиях ДОО по ранней профориентации:
в 2019 году – 2;
в 2020 году – 3;
в 2021 году – 4;
·        Увеличение количества реализованных с социальными партнерами совместных проектов:
в 2019 году – 2;
в 2020 году – 3;
в 2021 году – 4;
·        Увеличение количества ДОО, принявших участие в конкурсном движении «Радуга профессий»:
в 2019 году – 50%;
в 2020 году – 60%;
в 2021 году – 70%.

Приложение 1. Актуальность проекта.
Одним из центральных механизмов развития региона и страны, выступает подготовка кадров для новой экономики, где основополагающее звено – обоснованный выбор гражданами вида профессиональной деятельности и форм занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями экономики.
Результаты социологических исследований убедительно свидетельствуют о том, что, значительная часть молодежи, делают свой профессиональный выбор разрозненно, мозаично и противоречиво, под влиянием информационного поля окружающих субъектов (сверстников, родителей, публичных личностей и др.). Это обусловлено незнанием реальности, желанием немедленного получения высоких карьерных и финансовых результатов. Ориентируясь на получение профессионального образования как такового, без учета склонности к профессии, фактически ради диплома, молодые люди испытывают неудовлетворенность собственным профессиональным выбором и, как следствие, теряют мотивацию к труду.
Если рассматривать складывающуюся у нас в регионе и в городском округе ситуацию на рынке труда, то явными станут такие проблемы, как:
– «кадровый голод» реального производства;
– профицит невостребованных специалистов на рынке труда;
– «Ложный образ» востребованных и успешных профессий;
– «случайный выбор» профессии;
– неудовлетворенность молодёжи собственным профессиональным выбором;
– рассогласованность действий субъектов профориентации.
Основные отрасли промышленности в Самарской области – машиностроение, электроэнергетика, химическая, лесоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная, пищевая промышленность. Основная часть работников Самарской области задействована в промышленном производстве, образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, оптовой и розничной торговле. Наиболее выраженная отрицательная динамика занятости на протяжении последних лет наблюдается в заводских производствах, здравоохранении, сельском хозяйстве. Тольяттинским Центром занятости населения официально зарегистрировано почти 2000 вакансий, из них около половины – вакансии промышленных предприятий, четверть – инженерно-технические специальности (технолог, конструктор) и более 50% – рабочие специальности (токарь, слесарь, фрезеровщик). Следует констатировать, что среди молодежи утратили свою популярность рабочие профессии. Главная цель – ориентировать молодёжь на выбор направлений профессионального образования и получение профессий, востребованных предприятиями и организациями города.
И работу в этом направлении необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в этот период активно формируются личностные механизмы поведения и самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств. Создание соответствующих условий и дальнейшая работа в данном направлении на последующих этапах возрастного развития позволяет ребенку сделать профессиональный выбор осознанно, самостоятельно и стать успешным.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что уже в дошкольном возрасте у детей возникает интерес к профессиональной деятельности взрослых, результатам их труда, отношению к труду, развитие социальной перцепции. Удовлетворяя свой интерес, ребенок приобретает такие знания, которые обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения профессионального труда в жизни общества и каждого человека.
Согласно ФГОС ДО образовательная область социально-коммуникативное развитие «направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества...». Для достижения дошкольниками результатов необходимо пересмотреть характер трансляции социокультурного опыта, соотнести его со спецификой развития региона, города и наилучшим образом для решения этих задач служит кластерный подход. В рамках кластерного подхода будет организована практико-ориентированная деятельность творческих мастерских, специально организованных для создания продукта или услуги, работа разновозрастной группы участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров), для создания кластерных ячеек промышленности (сельскохозяйственный кластер, химический, автомобильный и др.); показана взаимосвязь сферы образования, промышленности, экономики в профессиональных кластерах города и региона.
В последнее время стали появляться методические разработки, раскрывающие перед детьми мир профессий, но, по преимуществу они основаны на словесных методах формирования представлений у детей, что значительно обедняет практику дошкольного образования в данном направлении. Поэтому существует потребность в определении круга профессиональных кластеров, доступных для освоения детьми дошкольного возраста, и разработке методического обеспечения ранней профориентации детей практико-ориентированного, игрового характера.
При этом следует учитывать отсроченный (отдаленный) результат профориентации в дошкольном возрасте. Поэтому в данном проекте мы рассматриваем создание условий для поддержки детских интересов, развития самосознания, выявления и развития способностей каждого ребенка как предпосылок осознанного выбора в последующем профессии в соответствии со своими способностями, возможностями и потребностями города.
Данные обстоятельства определили необходимость разработки проекта создания условий для самореализации и сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста на основе кластерного подхода.

 

 

 
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Независимая оценка качества

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста

Национальный проект «Образование»

Федеральная сетевая инновационная площадка

Контактная информация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 162 «Олимпия» городского округа Тольятти располагается в двух корпусах.

Корпус 1 
445046, РФ, ПФО, Самарская область, г.Тольятти, ул. Коммунистическая, 2 
ост. «ДП Есенина»: автобусы 42, 46; маршрутные такси: 126, 131
тел./факс: (8482)25-60-30 
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Корпус 2
445046, РФ, ПФО, Самарская область, г.Тольятти, ул. Коммунистическая, 11.
ост. «ДП Есенина»: автобусы 42, 46; маршрутные такси: 126, 143, 131
тел.: (8482)24-06-61
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Филиалами и иными помещениями учреждение не располагает